Пояснительная записка к учебному плану 1. Общие положения 1.1. Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 12 «Ромашка города Калуги» (далее - ДОУ) на 2024 – 2025 учебный год разработан в соответствии со следующими документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями; - Письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23-16; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; -Уставом ДОУ; - ОП ДО МБДОУ. Учебный план разработан с учётом образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 12 «Ромашка» г. Калуги Для реализации образовательных задач используется учебно-методический комплект к данной программе. 1.2. Учебный план - документ, определяющий перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения содержания направлений развития и образования детей в соответствии с п.2.6. ФГОС ДО, а также организации мониторинговых исследований (педагогическая диагностика и психологическая диагностика развития детей) по оценке эффективности и качества их реализации. 1.3. Учебный план является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей, видов образовательной деятельности и видов деятельности детей, предусмотренных ФГОС ДО, а также объём учебного времени, отводимого на проведение занятий. При этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Дошкольники осваивают содержание пяти образовательных областей в различных видах деятельности взрослых и детей, регламентированной временем. Образовательная деятельность осуществляется в течение всего режима работы ДОУ. 2. Сроки освоения ОП ДО Нормативный срок освоения ОП ДО представлен в таблице 1. Таблица 1 Возможные сроки освоения образовательной программы дошкольного образования Возраст на начало обучения Возраст завершения Возможная длительность обучения обучения 2 года 7 лет 5 лет 3. Требования к временной нагрузке учебного плана 3.1. Учебный год (образовательный период) начинается 1 сентября 2024 года. 3.2. Учебный план предусматривает реализацию ООП ДО, состоящую из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений в полном режиме дня (12-часового пребывания). Выполнение обязательной части ООП ДО в группах для детей дошкольного возраста общеразвивающей направленности составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%. Количество часов в день, отведённых на освоение учебного плана воспитанниками, составляет 9,5 часов. 3.3. Учебный план регламентирует организацию образовательной деятельности по пяти образовательным областям согласно ФГОС ДО. Продолжительность занятий: -для детей от 2 до 3лет – не более 10 минут, -для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, - для детей от 4до 5 лет – не более 20 минут, - для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает: - в группе раннего возраста 10 минут; -в младшей группе 20 минут; -в средней группе 30 минут; - в старшей группе 75 минут (50 мин – в первой половине дня, 25 мин – во второй половине дня); -в подготовительной группе 90 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. В середине занятия статического характера проводятся физкультурные минутки, динамические паузы. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня, в дни с наиболее высокой работоспособностью детей (вторник, среда) В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности 4. Структура учебного плана 4.1. В структуре учебного плана отражаются виды деятельности детей и взрослых в самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности педагогов и воспитанников, не регламентированной временем; - самостоятельной деятельности воспитанников; - занятиях; - совместной деятельности педагогов и воспитанников, регламентированной по времени. 4.2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть), обеспечивает вариативность образования; отражает приоритетные направления деятельности детского сада, отражает его специфику, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Вариативная часть ОП ДО реализуется в свободной деятельности педагогов и воспитанников, самостоятельной детской деятельности и совместно с семьями воспитанников. Вариативная часть учебного плана представлена двумя образовательными областями: «Физическое развитие» Реализация задач способствует созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей, их физического развития, улучшения их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей, воспитания морально-волевых качеств посредством системы занятий общей физической подготовкой, а также с элементами каратэ. «Художественно-эстетическое развитие» направлено на: - развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков, развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове, формированию предпосылок музыкальной культуры на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой. 4.3. Учебный план фиксирует периоды организации мониторинга оценки эффективности и качества реализации ОП ДО. График периодов и сроков осуществления процедур мониторинга представлены в таблице 2. Таблица 2 Сроки осуществления процедур мониторинга Процедуры Периоды проведения мониторинговых процедур X XI XII I II III IV апрель Психолого-педагогическая диагностика динамики эффективности реализуемой ОП ДО сентябрь IX V апрель апрель Анкетирование удовлетворённости родителей качеством образовательной деятельности, присмотра и ухода Самообследование апрель Оценка сформированности предпосылок учебной деятельности выпускников В сроки, установленные правительством РФ, проводится ежегодная процедура самообследования ДОУ и один раз в три года - независимая оценка качества образования. 5. Режим реализации учебного плана ОП ДО реализуется в режиме пятидневной рабочей недели, учебный план составлен с учётом количества рабочих дней, недель, месяцев.