Принято на педагогическом совете МБДОУ № 12 "Ромашка" г. Калуги г. Калуги (протокол от 20.08.2024 № 1) Утверждено приказом МБДОУ № 12 "Ромашка" от 20.08.2024 г. № 49/01-03 ПОЛОЖЕНИЕ о внутренней системе оценки качества образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 12 «Ромашка» города Калуги Калуга, 2024 I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – ВСОКО) определяет цели, задачи, принципы, ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 12 «Ромашка» города Калуги (далее – Образовательная организация). 1.2. Настоящее Положение о ВСОКО разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; постановлением Правительства России от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»; приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; приказом Минобрнауки Калужской области от 19.07.2021 № 944 «Об утверждении положения о региональной системе мониторинга»; уставом Образовательной организации. 1.3 Под внутренней системой оценки качества дошкольного образования понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательной организацией, основанном на систематическом анализе качества осуществления образовательной деятельности в Образовательной организации, его ресурсного обеспечения и результатов. 1.4. Настоящее Положение определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в Образовательной организации, ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования), а также, общественное участие в оценке и контроле качества образования. 1.5. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: анализ результатов внутреннего контроля образовательной деятельности; педагогический мониторинг; психолого-педагогическая диагностика; социологическое анкетирование (участников образовательных отношений); аналитические отчеты педагогов Образовательной организации (об итогах реализации ООП ДО, созданных условиях для качественной реализации ООП ДО); наблюдение организованной образовательной деятельности, мероприятий, организуемых педагогами Образовательной организации. 1.6. В настоящем Положении используются следующие термины: Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия требованиям действующего законодательства РФ в части обеспечения государственных гарантий на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования. Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в Образовательной организации, реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в ходе организации образовательного процесса. Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения, зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования. Внутренняя система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых в Образовательной организации. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечения общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса. Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. 1.7. Настоящее положение, все дополнения и изменения к нему рассматриваются и принимаются педагогическим советом Образовательной организации, утверждаются приказом заведующего Образовательной организации. 1.8. Настоящее положение действует до принятия нового. II. Цель, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования 2.1. Цель: установление соответствия качества дошкольного образования в Образовательной организации действующему законодательству РФ в сфере образования. 2.2. Задачи: - определить объект системы оценки качества образования; - сформировать механизм единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии качества образования в Образовательной организации; - обеспечить систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в Образовательной организации для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества дошкольного образования; - сформировать культуру оценки качества, анализа и использования полученных результатов для повышения качества дошкольного образования в Образовательной организации. 2.3. Основными принципами внутренней системы оценки качества образования являются: - принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; - принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; - принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; - принцип рефлективности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; - принцип оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); - принцип инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); - принцип минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами; - принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей; - принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в Образовательной организации. III. Содержание внутренней системы оценки качества образования 3.1. Направления внутренней оценки качества образования Направление 1: качество образовательного процесса а) Анализ образовательной программы дошкольного образования с новым компонентом – рабочей программы воспитания (соответствие требованиям федерального законодательства, ФГОС ДО); б) Анализ дополнительных общеобразовательных программ и рабочих программ педагогов; в) Анализ взаимодействия всех участников образовательных отношений; г) Анализ качества образовательного процесса; Направление 2: качество ресурсного обеспечения образовательной деятельности а) Анализ психолого-педагогических условий; б) Анализ кадрового обеспечения; в) Анализ материально-технических условий; г) Анализ финансовых условий; д) Анализ развивающей предметно-пространственной среды. Направление 3: качество результатов образовательной деятельности а) Оценка индивидуального развития каждого ребёнка (педагогический и психологический мониторинг); б) Анализ здоровья обучающихся; в) Достижения обучающихся (конкурсы, олимпиады и т.д.); г) Удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов. 3.2. Критерии качества образовательного процесса (Приложение 1): ▪ степень соответствия ООП ДО требованиям законодательства в сфере образования; ▪ соответствие дополнительных общеобразовательных программ требованиям федерального законодательства в части дополнительного образования, запросам родителей (законных представителей); ▪ качество осуществления педагогами образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, физической, музыкальной, конструктивной, чтения художественной литературы) и в ходе режимных моментов; ▪ качество организации педагогами самостоятельной деятельности обучающихся; ▪ качество построения сотрудничества с семьями обучающихся и социальными партнерами; 3.3. Критерии качества ресурсного обеспечения образовательной деятельности 3.3.1. Критериями психолого-педагогических условий реализации ООП ДО выступают (Приложение 2): ▪ проявление уважение взрослых к человеческому достоинству обучающихся, к их чувствам и потребностям, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных силах; ▪ использование в образовательной деятельности форм и методов работы с обучающимися, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития); ▪ выстраивание образовательной деятельности на основе взаимодействия с обучающимися, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; ▪ поддержка положительного, доброжелательного отношения обучающихся друг к другу, организация взаимодействия друг с другом в разных видах деятельности; ▪ поддержка инициативы и самостоятельности обучающихся в разных видах детской деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); ▪ обеспечение обучающимся возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; ▪ защита обучающихся от всех форм физического и психического насилия; ▪ поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, в охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность; ▪ оценка индивидуального развития обучающихся в форме педагогической диагностики, результаты которой используются для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой; ▪ проведение психологической диагностики развития обучающихся (при условии согласия родителей), результаты которой используются для задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития обучающихся. 3.3.2. Критериями соответствия кадровых условий требованиям ФГОС ДО являются (Приложение 3): ▪ укомплектованность Образовательной организации педагогическими кадрами; ▪ образовательный ценз педагогических кадров; ▪ уровень квалификации педагогических кадров; ▪ дополнительное профессиональное образование педагогических работников; ▪ компетентность педагогических кадров; ▪ профессиональные достижения педагогических кадров. 3.3.3. Соответствие материально-технических условий требованиям ФГОС ДО оценивается по следующим критериям (Приложение 4): ▪ соответствие материально-технических условий санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам; ▪ соответствие материально-технических условий правилам пожарной безопасности; ▪ соответствие материально-технических условий требованиям к средствам обучения и воспитания в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей развития обучающихся; ▪ соответствие материально-технических условий требованиям к материальнотехническому обеспечению программы (учебно-методические комплекты, оборудование, предметное оснащение). 3.3.4. Критерием оценки соответствия финансовых условий требованиям ФГОС ДО является объем исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности Образовательной организации (Приложение 5): 3.3.5. Оценка соответствия развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС ДО осуществляется по следующим критериям (Приложение 6): ▪ содержательная насыщенность; ▪ трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей обучающихся; ▪ вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития обучающихся; ▪ доступность; ▪ безопасность; ▪ учет возрастных особенностей и полоролевой идентичности. 3.4. Критерии качества результатов образовательной деятельности 3.4.1. В части здоровья обучающихся (Приложение 7): ▪ положительная динамика индекса здоровья обучающихся; ▪ снижение среднего показателя пропущенных дней при посещении Образовательной организации по болезни на одного обучающегося; ▪ отсутствие несчастных случаев в Образовательной организации, повлекших за собой травмы обучающихся. 3.4.2. В части достижений обучающихся (Приложение 8): ▪ положительная динамика участия обучающихся в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах разного уровня и направленности; 3.4.3. В части удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образования (Приложение 9): ▪ положительная динамика степени удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством оказываемых услуг. К каждому критерию разработаны показатели и оформляется сводная таблица в баллах. IV. Порядок создания и функционирования ВСОКО 4.1. В течение учебного года проводится аналитическая оценка деятельности Образовательной организации: анализ полученных данных, оценка состояния каждого объекта мониторинга, характера изменений показателей, установление причин отклонений. По каждой группе показателей формируется итоговое заключение, включающее не только описание имеющегося состояния, но и рекомендации по внесению изменений, которые могут обеспечить повышение качества образования. 4.2. Общее руководство проведения внутренней оценки качества образования осуществляет руководитель Образовательной организации. 4.3. Локальные акты, на основании которых в течение учебного года проводится ВСОКО, утверждаются приказом руководителя. 4.4. Организационная структура Образовательной организации, занимающаяся оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию Образовательной организации, педагогический совет, временные структуры (творческие группы педагогов, комиссии и др.). Администрация Образовательной организации: - формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО Образовательной организации и приложений к ним, утверждает их приказом заведующего и контролирует их исполнение; - разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования в Образовательной организации, участвует в этих мероприятиях; - обеспечивает на основе образовательной программы проведение в Образовательной организации контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; - организует систему мониторинга качества образования в Образовательной организации, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; - анализирует результаты оценки качества образования на уровне Образовательной организации; - организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; - обеспечивает условия для подготовки педагогов Образовательной организации и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; - обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни системы оценки качества образования; - формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы Образовательной организации за учебный год, самообследование деятельности Образовательной организации, публичный доклад заведующего); - принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО; Рабочая (группа) мониторинга: - разрабатывает методики оценки качества образования; участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития Образовательной организации; - участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов Образовательной организации; - содействует проведению подготовки работников Образовательной организации и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; - проводит экспертизу организации, содержания и результатов мониторинга уровня развития обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; - готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне Образовательной организации. Педагогический совет: - принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования Образовательной организации; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; - принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации воспитательно-образовательного процесса в Образовательной организации; - принимает участие в оценке качества и результативности труда работников Образовательной организации, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, устанавливаемом локальными актами Образовательной организации; - содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в Образовательной организации; - заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с Образовательной организацией по вопросам образования и воспитания обучающихся, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарногигиенического режима в дошкольном учреждении, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности Образовательной организации. 4.5. Реализация ВСОКО Образовательной организации осуществляется посредством существующих процедур оценки качества образования. Предметом внутренней системы оценки качества образования являются: - качество условий реализации ООП ДО; - качество организации образовательного процесса; качество результата освоения ООП ДО. Содержание процедуры оценки качества условий реализации ООП ДО Образовательной организации включает в себя оценку следующих условий: - психолого-педагогических, - кадровых, - материально-технических, - финансовых; - развивающей предметно-пространственной среды. Функционирование ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур контроля и экспертной оценки качества образования: - мониторингом целевых ориентиров обучающихся; - системой инспекционно-контрольной деятельности; - результатами самообследования Образовательной организации; - результатами статистических и социологических исследований; - системой медицинских исследований (показателей) обучающихся; - иными психолого-педагогическими, медицинскими и социологическими исследованиями, проведенными по инициативе субъектов образовательной деятельности. 4.6. Инструментально-техническое обеспечение системы оценки качества образования 4.6.1. Инструментами ВСОКО являются локальные акты, обеспечивающие регламент мониторинговых процедур и регламент предоставления результатов мониторингов и специальных исследований, план реализации ВСОКО, графики проведения мониторинговых процедур, критерии и показатели оценивания результатов. 4.6.2. Результаты оценки оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и рекомендации с указанием сроков исполнения и ответственных исполнителей. 4.6.3. Подведение итогов и оформление результатов внутренней оценки качества образования представлены в таблице 1. Таблица 1 № Показатель соответствия (степень) Индикатор измерения п/п 1 Соответствует в полном объеме 100% 2 Соответствует в большей степени 50% 3 Соответствует в меньшей степени менее 50 % 4 Не соответствует показатель не представлен 4.6.4. Формы, периодичность, а также количество обязательных мероприятий в рамках ВСОКО устанавливается решением педагогического совета, но не реже 2-х раз в год (август, май). Субъекты оценочной деятельности, формы результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества также устанавливаются решением педагогического совета и утверждаются приказом руководителя Образовательной организации. 4.6.5. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации основным потребителям результатов системы оценки качества образования: - размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте Образовательной организации; - на родительских собраниях. 4.6.6. К оценке качества образования Образовательной организации привлекается родительская общественность. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах ВСОКО. Результаты проведенного анализа состояния и перспектив развития Образовательной организации ежегодно публикуются на официальном сайте Образовательной организации. Y. Заключительные положения, делопроизводство 5.1. Положение распространяется на всех сотрудников Образовательной организации, осуществляющих педагогическую деятельность в соответствии с трудовыми договорами (эффективными контрактами). 5.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение принимаются решением коллегиального органа управления Образовательной организации. 5.3. Результаты ВСОКО (информационно-аналитические справки, таблицы, диаграммы и т.д.) оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в архиве Образовательной организации в течение трёх лет. Pow ered by TC PDF (www .tc pdf.org)