Аналитическая справка по результатам внутренней системы оценки качества образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №12 «Ромашка» города Калуга за 2023 – 2024 учебный год В целях осуществления сбора и анализа информации для организации достоверной и объективной оценки качества дошкольного образования в МБДОУ №12 «Ромашка» г. Калуги и на основании приказа «О проведении внутренней системы оценки качества образования» от 26.03.24 была проведена внутренняя оценка качества образования (далее - ВСОКО). Для проведения процедуры внутренней системы оценки качества образования была создана рабочая группа в составе: Председатель комиссии: Даценко Н.Н. – заведующий. Члены комиссии: Филимонова Т.И., старший воспитатель; Федорова Н.А., председатель ППО; Бадосова А.А., Крамаренко О.Ю.- воспитатели высшей кв. категории. Целью системы оценки качества образования является установление соответствия качества дошкольного образования ФГОС ДО и ФОП ДО. Предметом системы оценки качества образования являются: - качество образовательного процесса; -качество ресурсного обеспечения образовательной деятельности; - качество результатов образовательной деятельности. Содержание процедуры оценки качества условий реализации ООП ДО дошкольного учреждения включает в себя оценку следующих условий: - психолого-педагогических, - кадровых, - материально-технических, - финансовых; - развивающей предметно-пространственной среды. Функционирование ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур контроля и экспертной оценки качества образования: - мониторингом целевых ориентиров, обучающихся; - системой инспекционно-контрольной деятельности; - результатами самообследования Дошкольного учреждения; - результатами статистических и социологических исследований; - системой медицинских исследований (показателей) детей; иными психолого-педагогическими, медицинскими и социологическими исследованиями, проведенными по инициативе субъектов образовательной деятельности . На основании полученных рабочей группой данных о качестве объектов ВСОКО составлена настоящая «Аналитическая справка по результатам внутренней системы оценки качества образования в МБДОУ №12 «Ромашка» г. Калуги за 20232024 учебный год», в которой представлены выводы о качестве реализации образовательных программ дошкольного образования; условиях их реализации; образовательных результатах воспитанников и соответствие образовательной деятельности потребностям родителей (законных представителей воспитанников). 1. Качество образовательного процесса 1.1. Качество реализуемой образовательной программы Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 12 «Ромашка» г. Калуги (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155, определяющим требования к структуре Программы и её объёму и федеральной образовательной программой дошкольного образования от 25.11.2022 № 1028», определяющей содержание Программы. Программа разработана также с учетом нормативных правовых актов, которые содержат обязательные требования к условиям организации дошкольного образования основными нормативными документами по дошкольному образованию. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Объём обязательной части Программы составляет не менее 60 % от её общего объёма, часть, формируемая участниками образовательных отношений, - не более 40 %. Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется с учетом парциальных образовательных программ: 1. Парциальная программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста (3-7 лет) «Ритмическая мозаика». 2.Парциальная программа физкультурно-спортивной направленности по обучению дошкольников базовой технике каратэ. Программа обеспечивает развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет. Программа соответствует требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования. В Программу включены целевой, содержательный, организационный, дополнительный разделы. Полный текст Программы представлен на официальном сайте Дошкольного учреждения в разделе «Образование». Дополнительные образовательные программы дошкольного образования также оформлены в соответствии с требованиями. В программах представлены направления, кратко раскрывается содержание по каждому направлению деятельности. Учебная деятельность представлена тематическими планами на каждый год обучения, с указанием задач, предполагаемых результатов, с распределением часов по разделам, указанием общего количества часов, с разбивкой на теоретические и практические занятия. Вывод: Программа соответствует требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО к структуре и содержанию. Соответствует нормативным актам календарного учебного плана и учебного графика. Рабочие программы педагогов и дополнительные программы также соответствуют нормативным требованиям. 1.2. Качество образовательной деятельности по пяти образовательным областям (обеспечение развития личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей) Образовательные программы направлены на развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение воспитанниками уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ ДОО, на основе индивидуального подхода к воспитанникам и специфичных для воспитанников видов деятельности. Содержание программ представлено по пяти образовательным областям: социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. Содержание образовательных программ детского сада соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. Программы выстроены с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников, образовательная деятельность организована с учетом комплексно-тематического планирования. Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках основной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Реализация каждой образовательной области предполагает решение специфических задач во всех видах детской деятельности, имеющих место в режиме дня детского сада: организованная образовательная деятельность, деятельность в режимных моментах, игровая деятельность, самостоятельная деятельность, проектная деятельность, опыты и экспериментирование, индивидуальная и подгрупповая работа. У всех педагогов ДОУ разработаны рабочие программы, обеспечивающие образовательную деятельность в каждой возрастной группе. В рабочих программах педагогов также конкретизировано содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям с учетом возрастных особенностей детей. Следует отметить, что данное требование выполняется в рабочих программах всех педагогов: учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Вывод Предусмотрена регулярная деятельности по всем образовательным областям. В образовательном процессе игра занимает особое место. Образовательная среда по образовательным областям в группах обогащается и постоянно совершенствуется в зависимости от календарно-тематического планирования, потребностей, интересов и инициативы семей воспитанников и сотрудников ДОУ. Пространство и оснащение групповых помещений позволяет организовать регулярную работу по всем образовательным областям (в парах, подгруппах, группах). Предусмотрена регулярная педагогическая работа, направленная на поддержку и развитие воспитанников (познавательных интересов, любознательности, речевой активности, творческих способностей и т.д.). Предусмотрено насыщение содержания образования по пяти образовательным областям современными научно-обоснованными программными компонентами. Рекомендации Педагогам всех групп предусмотреть постоянное совершенствование образовательной среды, способствующей игровой активности воспитанников. Обогащать образовательную деятельность детей в соответствии с ФОП ДО в разные временные отрезки: беседы с детьми по их интересам, развивающее общение педагога с детьми (в том числе в форме утреннего и вечернего круга), и др. 1.3. Взаимодействие всех участников образовательного процесса В основе образовательного процесса в детском саду лежит взаимодействие педагогических работников, администрации и родителей. Основными участниками образовательного процесса являются дети, родители, педагоги. Основные формы организации образовательного процесса: совместная деятельность педагога и воспитанников в рамках организованной образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы, самостоятельная деятельность воспитанников под наблюдением педагога. Основная образовательная программа дошкольного учреждения определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Организация воспитательно-образовательного процесса осуществляется на основании режима дня, сетки занятий, которые не превышают норм предельно допустимых нагрузок, соответствуют требованиям СанПиН и организуются педагогами ДОУ на основании перспективного и календарно-тематического планирования. Образовательная деятельность с детьми строится с учетом индивидуальных особенностей детей и их способностей. Выявление и развитие способностей воспитанников осуществляется в любых формах образовательного процесса. Одним из важных способов поддержки детской инициативы является создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а также участников совместной деятельности. Педагог ориентируется на заданный распорядок, но проявляет гибкость в случае необходимости. Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решением которых осуществляют специалисты ДОУ. Вывод Педагоги ДОУ обеспечивают развитие личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Построение развивающего пространства ориентированно на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывает его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности. Рекомендации Осуществлять комплексный подход к развитию детей дошкольного возраста, совершенствовать методы и приёмы взаимодействия сотрудников с детьми. 2. Качество ресурсов образовательной деятельности 2.1Анализ психолого-педагогических условий Критериями и показателями оценки качества условий реализации ООП МБДОУ являются требования кадровому, материально-техническому, информационнометодическому, психолого-педагогическому, финансовому обеспечению. Членами рабочей группы было установлено, что в МБДОУ созданы условия для реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО. Для нормативно-правового обеспечения реализации ООП ДО имеется документация, соответствующая требованиям действующего законодательства, иных нормативно-правовых актов (Устав, локальные акты, лицензия на право осуществления образовательной деятельности, документы, обеспечивающие процесс управления реализацией ООП ДО и др.). Основная образовательная программа МБДОУ разработана в соответствии с требованиями нормативных документов. Содержание ООП ДО выстроено в соответствии с научными принципами и подходами, обозначенными ФГОС ДО: развивающего обучения, научной обоснованности и практической применимости, полноты и достаточности, интеграции образовательных областей, комплексно-тематического подхода. Объем обязательной части ООП ДО и части, формируемой участниками образовательных отношений, соответствует требованиям к объему и содержанию, отражает специфику условий осуществления образовательного процесса, а также включает время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации ООП ДО. Программа реализуется в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение образовательного процесса происходит на адекватных возрасту формах работы с детьми (ведущая – игра). Наряду с образовательными задачами педагоги решают задачи воспитания, развития в ходе совместной с детьми игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, в ходе режимных моментов; во время самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями воспитанников. Посещения нерегламентированной деятельности и образовательных ситуаций показало, что педагоги ДОУ создают и поддерживают доброжелательную атмосферу в группе, что способствует установлению доверительных отношений с детьми: -общаются с детьми дружелюбно, уважительно, вежливо; -поддерживают доброжелательные отношения между детьми; -взрослые не прибегают к негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей; -в индивидуальном общении с ребенком выбирают позицию «глаза на одном уровне»; -учитывают потребность детей в поддержке взрослых; -чутко реагируют на инициативу детей в общении, учитывают их возрастные индивидуальные особенности; -уделяют специальное внимание детям с особыми потребностями; -при коррекции поведения детей чаще пользуются поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением. Наблюдения за образовательной деятельностью показали, что педагоги владеют методикой дошкольного образования и воспитания, приемами взаимодействия с детьми, прослеживается личностно-ориентированное взаимодействие с детьми. Много внимания уделяется формированию предпосылок учебной деятельности дошкольников, логического мышления, сообразительности. В процессе образовательной деятельности наблюдался положительный эмоциональный фон, партнерские взаимоотношения детей и взрослых за счет пользования игры, новых заданий, использования мультимедийной системы, заданий повышенной трудности, писем и т.п. Педагоги используют в своей профессиональной деятельности современные образовательные технологии, включая информационные образовательные ресурсы, современные педагогические технологии. Создают условия для индивидуальных и коллективных игр и занятий, активности детей. Это позволяет детям организовывать разные игры и занятия в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих занятий и увлечений. Вывод Педагоги показали хороший уровень проведения мероприятий, качество и построение образовательной деятельности соответствует требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО. Взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста основывается на субъектном отношение педагога к ребенку, индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку, что позволило сделать вывод, что в ДОУ созданы комфортные условия, для полноценного психофизического развития детей и обеспечения их эмоционального благополучия. Рекомендации Воспитателям: продолжать создавать и поддерживать доброжелательную атмосферу в группе, способствовать установлению доверительных отношений с детьми, чутко реагировать на инициативу детей в общении, учитывать индивидуальные особенности воспитанников, уделять специальное внимание детям с особыми потребностями, развивать творческие способности детей через применение поисковых творческих заданий, вариативность методов и приемов, разнообразие форм организации детей; усилить взаимосвязь с родителями через вовлечение их в деятельность ДОУ (круглые столы, диспуты, совместные досуги, праздники, акции, дистанционные формы взаимодействия и т.д.). Старшему воспитателю: способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов, продолжать внедрение в образовательный процесс инновационных технологий, обобщение и распространение положительного опыта работы. 2.1. Анализ кадрового обеспечения Реализация ООП ДО обеспечивается руководящими, педагогическими и учебно-вспомогательными работниками. Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации ООП ДО, определяется ее целями и задачами, контингентом воспитанников. Педагогический коллектив составляли 16 педагогов, среди них: Воспитатели – 12 Специалисты: - старший воспитатель – 1 - музыкальный руководитель – 1 - учитель-логопед – 1 - инструктор по ФК – 1 Уровень образования педагогических работников представлен в таблице 1 Таблица 1 Должность Старший воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по ФК Учитель-логопед Воспитатели Всего Всего работают 1 1 1 1 12 16 Высшее Среднее профессиональное 1 1 1 1 8 11 4 5 Итого: Высшее образование - 62 %, в том числе: - педагогическое - 100 % Среднее профессиональное - 38 %, в том числе: - педагогическое - 100 % Средний возраст педагогического состава: - моложе 25 лет – (6%) - 25 - 29 лет – нет - 30 – 39 лет – 1 педагог (6 %) - 40 – 49 лет – 8 педагогов (50 %) - 50 – 54 лет – 1 педагог (6%) - 55 – 59 лет – 2 педагога (13 %) - свыше 60 лет – 3 педагога (19 %) Характеристика квалификационных критериев педагогов: - высшая – 4 педагога (12,5 %) - первая – 1 педагог (19 %) - без категории – 11 педагогов (68 %), из них: - аттестованы на соответствие занимаемой должности - 10 педагогов (62 %) Все педагоги прошли курсы повышения квалификации. 1 педагог награждён нагрудным знаком «Почётный работник общего образования». 3 – Почётной грамотой министерства образования и науки Калужской области. 5 - Почётной грамотой Городского Головы города Калуги. 11 – Почётной грамотой Управления образования города Калуги. Вывод Укомплектованность кадрами составляет 94%. Основу педагогического персонала в детском саду составляют специалисты с большим стажем работы (75%), для которых характерны ответственность, высокий уровень профессионализма, но в тоже время есть педагоги, у которых присутствует традиционность взглядов на процесс образования, избегание инноваций. В ДОУ есть педагоги (46%), способные работать в инновационном режиме, стремящиеся к обобщению и транслированию своего опыта, готовые к повышению уровня квалификации. Все педагоги имеют педагогическое образование, своевременно проходят курсы повышения квалификации. В соответствии с пунктом 3.4.2. ФГОС ДО педагогические работники в целом обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п.3.2.5. ФГОС ДО. Кадровая политика МБДОУ направлена на развитие профессиональной компетентности педагогов и личностно-ориентированного подхода к сотрудникам, учитываются профессиональные и образовательные запросы, созданы все условия для повышения профессионального уровня и личностной самореализации. Однако, в связи с реализацией ФОП ДО, методическими рекомендациями Минпросвещения России по реализации новой ФОП ДО необходимо качественное изменение профессиональных компетенций педагогических работников в целях совершенствования их профессиональных качеств. Рекомендации Продолжать совершенствовать условия для педагогической деятельности, повышения профессионального уровня, профессиональной и творческой самореализации посредством расширения спектра применяемых технологий работы с кадрами и повышения квалификации: в том числе ИКТ-технологий (участие педагогов в онлайнконференциях, вебинарах и др.), рекомендовать педагогам прохождение обучения по дополнительным программам, по разным направлениям развития, в том числе обучения по работе с целевыми группами. Повышать категорийность педагогов. Старшему воспитателю: провести диагностику профессиональных дефицитов педагогических работников, составить план-график курсов повышения квалификации, аттестации педагогических работников. Запланировать мероприятия, направленные на изучение ключевых особенностей ФОП ДО, обновление базы теоретических и практических знаний и умений в области их профессиональной деятельности. Воспитателям: предусмотреть использование пространственных возможностей всех помещений и прогулочных участков с учетом интересов и потребностей детей. Изучать современные методики построения воспитательного процесса в рамках новой ФОП ДО. 2.2. Анализ материально-технических и финансовых условий Материально-техническое обеспечение ДОУ соответствует нормативным требованиям. Технический уровень систем отопления, водоснабжения, температурный режим, размеры помещений соответствуют современным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, соответствуют правилам пожарной безопасности. Детская мебель и оборудование для помещений изготовлены из материалов безвредных для здоровья детей и имеет документы, подтверждающие их безопасность. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием, инвентарем. Количество и конкретный перечень средств обучения, в том числе технических, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, и игрушек определяются дошкольной организацией самостоятельно, исходя из материальных возможностей организации, состава и потребностей детей и запроса родителей. В детском саду имеются: - групповые помещения; - кабинет заведующего; - кабинет завхоза; - методический кабинет; - медицинский кабинет; - пищеблок; - прачечная; - логопедический кабинет; - музеи; - физкультурный и музыкальный залы; - помещения музеев «Русская изба» и «Боевой Славы»; - лаборатория; - бытовые помещения и др. Все кабинеты оснащены оборудованием, обеспечены учебнонаглядным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения. Учебный процесс оснащен как наглядным дидактическим, так и учебно-игровым оборудованием. Методический кабинет укомплектован методической литературой, хотя требуется обновление некоторых методических материалов. МБДОУ оснащено ТСО: компьютеры, принтеры, копировальный аппарат, телевизор, музыкальный центр, аудио магнитофоны, мультимедийная установка, ламинатор, интерактивные доски и др. В группах также имеется необходимое программно-методическое обеспечение и средства обучения. Для каждой возрастной группы есть отдельный участок, на котором размещены малые игровые постройки. Игровые площадки соответствуют гигиеническим требованиям и обеспечивают удовлетворение потребностей детей в движении и развитии. Для защиты детей от солнца и осадков имеются беседки. На территории МБДОУ разбиты цветники, огород, где дети реализуют свое общение с природой, закрепляют полученные знания, навыки и умения. Анализ финансовых условий. Финансирование ДОУ осуществляется из муниципального бюджета (финансирование производится на выплату заработной платы, обслуживающему персоналу, оплату коммунальных у с л у г , организацию питания, приобретение хозяйственных товаров, выполнение услуг по содержанию движимого и недвижимого имущества). Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ДО рассчитано в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности на 2023/24 уч. г., где определен объем расходов, необходимых для реализации ООП ДО, механизм его формирования. Вывод Материально-техническая база позволяет обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, обеспечивать образовательному учреждению возможность выполнения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и условиям реализации Программы. Рекомендации Следует продолжать работу по созданию благоприятных условий, пополнять материально-техническую базу в соответствии с ФОП ДО, современными требованиями, контингентом детей и запросов родителей. 2.3. Анализ развивающей предметно-пространственной среды В МБДОУ созданы условия для организации образовательного процесса. Развивающая предметно-пространственная среда групп организована в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающего материала. Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течении дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Педагоги учитывают этнокультурную ситуацию развития дошкольников. Для осуществления педагогического процесса, развитие творческого потенциала детей, формирования психологического микроклимата, введения детей в социум создана развивающая предметно-пространственная среда, которая представлена уголками, оснащенными методическим материалом и пособиями, как игровой, так и разнообразной направленности: музыкальной, театрализованной, физкультурнооздоровительной, трудовой, что способствует ознакомлению детей с явлениями и предметами природы, окружающей жизни, развитию речи, формированию поведенческих навыков и общению. В группах имеется разнообразная атрибутика, дидактический материал, наглядные пособия. В каждой возрастной группе созданы «центры», которые содержат в себе познавательный и развивающих материал в соответствии с возрастом детей: для ролевых игр, книжный, настольно-печатных игр, природы, игровой, художественного творчества и т.п. В группах созданы мини-музеи определённой тематической направленности. Группы оснащены техническими средствами: телевизор, магнитофон, интерактивная доска, ноутбук и т.д. Мебель и игровое оборудование подобраны с учетом санитарных и психолого-педагогических требований. В детском саду уделяется особое внимание эстетическому оформлению помещений, т.к. среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Коридорное пространство в нашем детском саду эффективно используется для развития ребёнка. На лестничных пролетах, коридорах, холлах и прочих небольших помещениях, по которым дети перемещаются по дошкольному учреждению имеется интерактивное оборудование: выставки, стенды, лэпбуки, библиотечка, тематические зоны, интерактивные панно, бизиборды и др. В оформлении ДОУ использованы работы, изготовленные в совместной деятельности педагогов с детьми. Территория детского сада – важное составляющее звено развивающей предметно – пространственной среды. Игровые площадки соответствуют гигиеническим требованиям и обеспечивают удовлетворение потребностей детей в движении и развитии. На игровых площадках имеется игровое оборудование для обеспечения двигательной активности, сюжетно-ролевых игр, клумбы, малые скульптурные формы. В свободном доступе воспитанников имеется игровое оборудование, оборудование дидактических и игр с водой и песком, для подвижных игр и трудовой деятельности, для художественно-эстетического, познавательного и речевого развития. На территории ДОУ имеются три спортивных площадки, это место для организации различных физических упражнений и подвижных игр на воздухе, которые укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность. А также оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние детей. На территории имеется огород, бассейн, зелёные насаждения, оформлена экологическая тропа и размещена метеостанция. За прошедший учебный год изменился интерьер и содержание групповых комнат и в целом пространства ДОУ. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» постоянно проводится работа по пополнению и модернизации развивающей предметно-пространственной среды. Вывод Развивающая предметно-пространственная среда образовательного учреждения и групповых помещений построена в соответствии с Федеральным государственным образовательным с т а н д а р т о м д о ш к о л ь н о г о образования, ФОП ДО, соответствует всем требованиям организации среды и соответствует действующим санитарным нормам и правилам. Среда и м е е т характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим педагогическим и эстетическим требованиям. Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной образовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра. Созданные условия для организации воспитательно-образовательного процесса можно считать удовлетворительными. Однако, в связи с реализацией федеральной образовательной программы дошкольного образования, новыми тенденциями в дошкольном образовании, необходимо обновить ППС атрибутами и средствами обучения в соответствии с перечнем материалов и оборудования, необходимых для формирования инвариантной и вариативной частей инфраструктуры ДОО. Рекомендации Обеспечить создание образовательного пространства в соответствии с методическими рекомендациями к ФОП ДО по формированию инфраструктуры ДОУ и комплектации учебно-методических материалов. Использовать базовые функциональные модули с учетом взаимодополнения образовательных областей. Также, следуя принципам ФГОС ДО, для повышения качества воспитательно-образовательной деятельности необходимо совершенствовать среду: сделать ее более личностно-ориентированной, направленной на качественное и доступное образование, развитие и воспитание дошкольника, на формирование его успешности. Педагогам групп: необходимо наполнять игровые и спортивные уголки новым, современным содержанием в соответствии с ФГОС ДО и методическими рекомендациями Минпросвещения России по реализации новой ФОП ДО. Продолжать обогащение развивающей среды в группах и помещениях, на детских прогулочных участках МБДОУ в соответствии с современными требованиями, учётом индивидуальных особенностей детей и запросов родителей; 3. Качество результатов образовательной деятельности 3.1. Качество освоения детьми содержания ООП ДО с учётом программы воспитания. Для наблюдения за ходом реализации образовательной программы, отслеживания эффективности ее выполнения и внесения по мере необходимости корректив в процесс ее реализации в детском саду в течение учебного года проводилась большая и планомерная работа по освоению детьми знаний, умений и овладению навыками. С целью дифференцированного подхода к детям педагоги вели наблюдения за достижениями каждого ребенка, проводилась коррекционная работа. В течение учебного года образовательная работа велась на достаточном уровне. В начале и конце учебного года в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования была проведена педагогическая диагностика. Мониторинг детей проводился в сентябре (начало учебного года) и а п р ел е - мае (конец учебного года) для выявления динамики физического, интеллектуального и личностного развития детей и их образовательных достижений, выявления детей с проблемами в развитии личности. Сбор информации строился на анализе реального поведения ребенка. Информация фиксировалась посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагоги получали в естественной среде, в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организации образовательной деятельности, создания педагогических ситуаций, анализа продуктивной деятельности, организации игровой деятельности. Качество освоения воспитанниками ООП ДО за 2023/24 учебный год Таблица Уровень развития, % Стартовый результат Конечный результат Высокий – 18 % Высокий – 38 % Средний – 50 % Средний – 54 % Низкий – 32 % Низкий – 8 % Вывод: анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года показывает рост усвоения программного материала детьми, т.е. прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем видам деятельности, но следует акцентировать внимание на экологическое воспитание и речевое развитие детей. В основном показатели выполнения программы лежат в пределах выше среднего и среднего уровня. Готовность детей к обучению в школе Формирование предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования Всего выпускников: 32 С высоким уровнем развития: 19 детей (59 %) Со средним уровнем развития: 13 детей (41 %) С низким уровнем развития: нет Опрос дошкольников подготовительной к школе группы проводился по тесту – опроснику на определение «Сформированность предпосылок учебной деятельности у воспитанников на этапе завершения ими дошкольного образования» с 22 по 26 апреля 2024 г. Цель: определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у обучающихся на этапе завершения ими дошкольного образования» . В опросе приняли участие воспитанники подготовительной группы (6-7 лет) в составе – 32 человек (100 %). Результаты опроса по определению «Сформированности предпосылок учебной деятельности у обучающихся на этапе завершения ими дошкольного образования» занесены в итоговую (сводную таблицу). Таблица Сформированность предпосылок учебной деятельности Сформированность предпосылок учебной деятельности Сформированы В стадии формирования Не сформированы Отсутствовали на момент диагностики Количество детей Процент (%) 22 8 2 0 69 % 25 % 6% 0 Вывод: исходя из модели выпускника, адаптации детей в Дошкольном учреждении прослеживается положительная динамика развития детей. Педагоги используют различные формы образования, повышая свой профессиональный уровень, овладевают активными методами и приёмами работы с детьми. Однако, в связи с новыми требованиями необходимо оптимизировать представления воспитателей по формированию целевых ориентиров, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, Рекомендации: продолжать взаимодействие педагогов и родителей воспитанников по вопросам подготовки детей к школьному обучению. Повышать уровень развития психологических предпосылок учебной деятельности. Усилить воспитательный аспект при организации образовательной деятельности. Ознакомиться и применять на практике современные методики построения воспитательного процесса в рамках новой Федеральной образовательной программы дошкольного образования. По результатам анализа коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда, можно сказать, что наблюдается тревожная тенденция увеличения количества детей с различными нарушениями речевого развития, в том числе «тяжёлых» нарушений. В текущем году в логопункте занималось 17 детей из разных возрастных групп. По результатам мониторинга речевого развития на начало учебного года: 12 % (2 ребёнка) с низким уровнем; 88 % (15 детей) со средним уровнем; 0 детей (0%)- с высоким уровнем На конец учебного года определилась положительная динамика. Развитие речи детей на конец учебного года: речь с незначительными изменениями: 0 % детей речь со значительными изменениями: 41 % детей речь соответствует возрастной норме: 59 % детей Речевой компонент – формирование словаря, грамматический строй – имеет наиболее высокий уровень развития. Речевой компонент – связная речь – имеет средний уровень развития. 3.2. Анализ здоровья воспитанников Сохранение и укрепление здоровья воспитанников является приоритетной задачей дошкольного учреждения. Сравнительный анализ по группам здоровья в % представлен в таблице 4 Таблица 4 Группа здоровья 2020-2021 2021-2022 2022-2023 учебный год учебный год учебный год I группа здоровья 63 (36%) 81 (44%) 63 (39%) II группа здоровья 107 (61%) 91 (51%) 96 (61 %) III группа здоровья 4 (2 %) 3 (5%) 1 (1%) IV группа здоровья нет нет нет V группа здоровья нет нет нет Анализируя распределение групп здоровья детей, учитывая показатели предыдущих лет, наблюдается повышение процента детей с второй группой здоровья и уменьшение количества детей, имеющих третью группу здоровья. Отмечается стабильный уровень с первой группой здоровья. Вывод В дошкольном учреждении заболеваемость среди воспитанников за текущий год повысилась. По структуре заболеваний на первом месте остаются простудные заболевания. В среднем они составляют: по ДОУ - 71% от всех заболеваний. Среди данного вида заболеваний увеличивается количество заболеваний ОРВИ. В текущем году в дошкольном учреждении не было зафиксировано травм. Уровень заболеваемости воспитанников детского сада обусловлен снижением количества детей первой группы здоровья, поступающих в детский сад, отсутствие в штате ДОУ постоянного медработника. Поэтому в следующим учебном году необходимо совершенствовать работу педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья детей. Рекомендации. Совершенствовать работу по сохранению и укреплению здоровья детей. Проводить просветительскую работу с родителями воспитанников с привлечением медицинских работников. 3.3. Достижения воспитанников (участие в конкурсах, творческих проектах и др.) В течение 2023-2024 учебного года воспитанники детского сада под руководством педагогов и родителей (законных представителей) принимали участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах разного уровня и разной направленности. Создавая конкурсную работу, ребенок показывает свои таланты и умения. По сравнению с прошлым годом значительно увеличилось количество участников и количество конкурсов, в которых приняли участие дети. Рекомендации Продолжать конкурсное движение воспитанников, расширяя спектр участия и проектов. 3.4. Удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов Сотрудничество с родителями воспитанников и активное включение их в деятельность является основной задачей педагогического коллектива. Взаимодействие с семьями воспитанников реализовалось через разнообразные формы, что соответствует задачам, поставленным на учебный год. На сегодняшний день родители выступают не только в роли заказчика, но и имеют возможность объективно оценить уровень работы ДОУ. Поэтому для построения эффективного взаимодействия детского сада и семьи были использованы как традиционные, так и нетрадиционные формы с о т р у д н и ч е с т в а , позволяющие определить степень удовлетворения индивидуальных запросов. Активно работал семейный клуб «От А до Я». Родителям доступны информационные ресурсы, которыми они могут воспользоваться для расширения знаний (сайт ДОУ, страничка в ВКонтакте, Одноклассниках). В каждой группе организованы родительские чаты в мессенджерах для взаимодействия с родителями. На страницах сайта учреждения родители могут оставить свой отзыв о работе детского сада в разделе «Обращение граждан», оценить удовлетворенность качеством оказываемых услуг и внести свои пожелания и рекомендации об улучшении качества деятельности ДОУ в разделе «Независимая оценка качества». Проведенный анализ удовлетворенности родителей образовательной деятельностью показал, что процент удовлетворенности деятельностью МБДОУ составляет 98 % опрошенных родителей. Вывод Созданная система работы ДОУ позволяет удовлетворять потребность и запросы родителей на достаточном уровне. Современные родители не только предъявляют высокие требования к качеству образовательных и жизнеобеспечивающих услуг, но и стремятся сами участвовать в образовательном процессе ДОУ. Однако, незначительный процент родителей остается с потребительским отношением к процессу образования, воспитания и развития их детей, пассивным отношением к участию в мероприятиях и в управлении ДОУ. Рекомендации Поиск эффективных путей взаимодействия с родителями детей нового поколения, привлечение их к совместному процессу воспитания, образования, оздоровления, развития, используя наряду с живым общением, современные технологии: интернет-ресурсы, участие в разработке и реализации совместных педагогических проектов, участие в управлении ДОУ. Заключение Проведенная процедура ВСОКО позволила выявить нам сильные и слабые направления в деятельности МБДОУ №12 «Ромашка» г. Калуги. Учреждение функционирует в режиме развития, о чем свидетельствует высокий уровень усвоения образовательной программы, созданные комфортные психологопедагогические условия, материально-техническая база, соответствующая требованиям нормативных документов и др. Однако, необходимо продолжить работу по совершенствованию материальнотехнической базы учреждения, сохранению и укреплению здоровья детей, по повышению профессиональной компетентности педагогического коллектива и совершенствованию системы взаимодействия с родителями. Вывод Деятельность муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 12 «Ромашка» города Калуги соответствуют требованиям законодательства РФ. Динамика развития МБДОУ в сравнении с предыдущим отчетным периодом положительная. 31.05.2024 г. Заведующий МБДОУ Даценко Н.Н.