Положение о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) в МБДОУ № 12 «Ромашка» г. Калуги

Принято
Педагогическим советом
(протокол от 8 декабря 2021 № 2)

Согласовано
Советом родителей
(протокол от 15 декабря 2021 № 2)

Утверждено
приказом МБДОУ № 12
«Ромашка» г. Калуги
от 15 декабря 2021 г.
№ 169/01-03

ПОЛОЖЕНИЕ
о внутренней системе оценки качества образования
муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
№12 «Ромашка» города Калуги

Калуга, 2021
I. Общие положения

2
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее
– Положение) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №
12 «Ромашка» города Калуги (далее – Дошкольное учреждение) определяет цели, задачи,
принципы системы оценки качества образования в дошкольном учреждении (далее –
внутренняя система оценки качества образования или ВСОКО), ее организационную и
функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной
оценки качества образования), а также, общественное участие в оценке и контроле качества
образования.
1.2. Положение представляет собой локальный нормативный акт, разработанный на
основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273, статья 28, пункт 3, подпункт 13;
- «Порядка проведения самообследования образовательной организации», утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г.
№ 462;
- Приказа Минобрнауки РФ от 10.12.2013 N 1324 «Об утверждении показателей деятельности
ОУ, подлежащей самообследованию»;
- Приказа Минобрнауки РФ от 05.12.2014 N 1547 «Об утверждении показателей,
характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности
организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
- Положения о региональной системе мониторинга качества дошкольного образования в
Калужской области, утверждено Приказом Министерства образования и науки Калужской
области от 19 июля 2021 г. № 944.
- В соответствии с Уставом Дошкольного учреждения.
1.3. Положение регламентирует функционирование внутренней системы оценки
качества образования Дошкольного учреждения. Под внутренней системой оценки качества
образования (далее ВСОКО) понимается деятельность, основанная на систематическом
анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и
результатов образовательной деятельности.
1.4. Для оценки качества образования используются:
- мониторинговые исследования;
- материалы внутреннего контроля;
- самообследование;
- социологические опросы;
- посещение педагогических мероприятий;
- статистическая отчетность;
- другие диагностические материалы.
1.5. Настоящее Положение определяет цели, задачи, принципы системы оценки
качества образования в Дошкольном учреждении, ее организационную и функциональную
структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества
образования), а также, общественное участие в оценке и контроле качества образования.
1.6. В настоящем Положении используются следующие термины:
Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая
степень его соответствия федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования и потребностям заказчика, в том числе степень достижения
обучающимися планируемых результатов освоения ООП ДО.
Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации
образовательного процесса; организация питания в Дошкольном учреждении; реализация
мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному
2

3
образованию и является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного
образования.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация
оцениваемого объекта.
Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание
процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования,
результатом которого является установление степени соответствия измеряемых
образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной,
зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственнообщественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям
участников образовательных отношений.
Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка
уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и
содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
II. Цели, задачи, принципы системы оценки качества образования
2.1. Цель: установление соответствия качества дошкольного образования в Дошкольном
учреждении ФГОС ДО и ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2.2. Задачи:
- определить объект системы оценки качества образования, установить параметры,
произвести подбор, адаптацию, разработку, систематизацию нормативно-диагностических
материалов, методов контроля.
- осуществить сбор информации по различным аспектам образовательного процесса,
произвести обработку и анализ информации по различным аспектам образовательного
процесса.
- принять решение об изменении образовательной деятельности, разработке и реализации
индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения детей.
- изучить состояние развития и эффективности деятельности дошкольного учреждения
принять решение, прогнозировать развитие;
- расширять общественное участие в управлении образованием в дошкольном учреждении.
2.3. Основными принципами внутренней системы оценки качества образования
являются:
 принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о
качестве образования;
 принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему
оценки качества образования;
 принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для
различных групп потребителей;
 принцип рефлективности, реализуемый через включение педагогов в критериальный
самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и
показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа
каждого педагога;
 принцип оптимальности использования источников первичных данных для
определения показателей качества и эффективности образования (с учетом
возможности их многократного использования);
 принцип инструментальности и технологичности используемых показателей (с
учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и
интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
3

4

 принцип минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней
управления;
сопоставимости
системы
показателей
с
муниципальными,
региональными аналогами;
 принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними
взаимосвязей и взаимозависимостей;
 принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки
качества образования в Дошкольном учреждении.
III. Организационная и функциональная структура
системы оценки качества образования
3.1. Содержание ВСОКО
3.1.1. Объектами ВСОКО по направлению «Качество образовательной деятельности»
выступают:
Образовательный процесс в ДОО;
Процесс управления ДОО.
Объектами ВСОКО по направлению «Качество условий реализации ООП ДО» являются:
Психолого-педагогические условия реализации ООП ДО;
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО;
Кадровые условия реализации ООП ДО;
Материально-технические условия;
Финансовые условия реализации ООП ДО.
Объекты ВСОКО по направлению «Качество результатов» — это:
Здоровье воспитанников ДОО;
Достижения воспитанников;
Удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством образования в ДОО.
3.1.2. Направления внутренней системы оценки качества образования
Направление 1: Качество образовательного процесса (Приложение 1-2)
а). Анализ образовательной программы дошкольного образования (соответствие
требованиям федерального законодательства, ФГОС ДО)
б). Анализ дополнительных общеразвивающих программ.
в). Анализ взаимодействия всех участников образовательных отношений.
г). Анализ использования педагогами инновационных образовательных технологий.
Направление 2: Качество ресурсного обеспечения образовательной деятельности
(Приложение 3-7)
а). Анализ психолого-педагогических условий.
б). Анализ кадрового обеспечения.
в). Анализ материально-технических условий.
г). Анализ финансовых условий.
д). Анализ развивающей предметно-пространственной среды.
Направление 3: Качество результатов образовательной деятельности (Приложение 8-10)
а). Оценка индивидуального развития каждого ребёнка (педагогический и
психологический мониторинг)
б). Анализ здоровья детей.
в). Достижения воспитанников (конкурсы, олимпиады и т.д.)
г). Удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов.
3.1.3. Критерии качества образования
Критериями качества организации образовательной деятельности являются
(приложение 1):
 степень соответствия процедуры разработки и утверждения ООП ДО требованиям
законодательства в сфере образования;
4

5
степень соответствия структуры ООП ДО требованиям законодательства в сфере
образования;
 степень соответствия содержания ООП ДО требованиям законодательства в сфере
образования;
 качество осуществления педагогами образовательной деятельности в процессе
организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, физической,
музыкальной, конструктивной, чтения художественной литературы) и в ходе
режимных моментов;
 качество организации педагогами самостоятельной деятельности детей;
 качество построения сотрудничества с семьями воспитанников и социальными
партнерами;
 реализация в Дошкольном учреждении дополнительных общеобразовательных
программ, разработанных с учетом интересов воспитанников и потребностей их
родителей (законных представителей).
Критериями качества процесса управления в ДОО являются (приложение 2):
 наличие
локальных нормативных актов, регламентирующих основные
направления деятельности в Дошкольном учреждении;
 выполнение планов деятельности коллегиальных органов управления;
 реализация программы развития в полном объеме;
 информационная открытость Дошкольного учреждения.
Критериями качества психолого-педагогических условий реализации ООП ДО
выступают (приложение 3):
 проявление уважение взрослых к человеческому достоинству детей, к их чувствам
и потребностям, формирование и поддержка их положительной самооценки,
уверенности в собственных силах;
 использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих
их
возрастным
и
индивидуальным
особенностям
(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления
развития детей);
 выстраивание образовательной деятельности на основе взаимодействия с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
 поддержка положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу,
организация взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
 поддержка инициативы и самостоятельности детей в разных видах детской
деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
 обеспечение детям возможности выбора материалов, видов активности,
участников совместной деятельности и общения;
 защита детей от всех форм физического и психического насилия;
 поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, в охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность;
 обеспечение качественного без дискриминации дошкольного образования детей с
ОВЗ (при их наличии);
 оценка индивидуального развития детей в форме педагогической диагностики,
результаты корой используются для индивидуализации образования и
оптимизации работы с группой;
 проведение психологической диагностики развития детей (при условии согласия
родителей), результаты которой используются для задач психологического
сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.


5

6
Оценка соответствия развивающей предметно-пространственной среды требованиям
ФГОС ДО осуществляется по следующим критериям (приложение 4):
 содержательная насыщенность;
 трансформируемость;
 вариативность;
 доступность, в том числе для детей с ОВЗ;
 безопасность;
 соответствие потребностям инклюзивного образования (в случае его реализации);
 учет национально-культурных и климатических условий;
 учет возрастных особенностей и полоролевой идентичности детей.
Критериями соответствия кадровых условий требованиям ФГОС ДО являются
(приложение 5):
 соответствие квалификации педагогического и учебно-вспомогательного
персонала
установленным
квалификационным
характеристикам
(образовательный ценз);
 соответствие должностного состава и количества работников потребностям
ООП ДО;
 наличие в Дошкольном учреждении педагогических работников для работы с
детьми с ОВЗ, имеющих соответствующую квалификацию;
 обеспечение
права руководящих и педагогических работников на
дополнительное профессиональное образование.
Соответствие материально-технических условий требованиям ФГОС ДО оценивается
по следующим критериям (приложение 6):
 соответствие условий санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
 соответствие условий требованиям пожарной и электробезопасности;
 наличие условий, обеспечивающих охрану здоровья детей;
 наличие условий, обеспечивающих охрану труда педагогических работников;
 наличие материально-технических условий, обеспечивающих образование
детей с ОВЗ;
 соответствие учебно-методического комплекта основной образовательной
программе, его достаточность для реализации ООП ДО;
 соответствие
инфраструктуры Дошкольного учреждения (помещения,
территория) требованиям ООП ДО;
 наличие условий для функционирования в учреждении электронной
информационной образовательной среды.
Критерием оценки соответствия финансовых условий требованиям ФГОС ДО
является объем исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности Дошкольного
учреждения (приложение 7).
Качество результатов реализации ООП ДО оценивается по следующим критериям:
1. В части здоровья воспитанников (приложение 8):
 положительная динамика индекса здоровья воспитанников;
 снижение среднего показателя пропущенных дней при посещении ДОО по
болезни на одного воспитанника;
 отсутствие несчастных случаев в ДОО, повлекших за собой травмы
воспитанников
2. В части достижений воспитанников (приложение 9):
 положительная
динамика
участия
воспитанников
в
конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах разного уровня и направленности;
3. В части удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством
образования (приложение 10):
 положительная
динамика степени удовлетворенности родителей
(законных представителей) качеством оказываемых услуг.
6

7
К каждому критерию разработаны показатели и оформляется сводная таблица в
баллах.
3.2. Порядок создания и функционирования ВСОКО
3.2.1. В течение учебного года проводится аналитическая оценка деятельности
образовательного учреждения: анализ полученных данных, оценка состояния каждого
объекта мониторинга, характера изменений показателей, установление причин отклонений.
По каждой группе показателей формируется итоговое заключение, включающее не только
описание имеющегося состояния, но и рекомендации по внесению изменений, которые могут
обеспечить повышение качества образования.
3.2.2. Общее руководство проведением внутренней оценки качества образования
осуществляет руководитель Дошкольного учреждения.
3.2.3. Локальные акты, на основании которых в течение учебного года функционирует
ВСОКО, утверждаются приказом руководителя.
3.2.4. Организационная структура Дошкольного учреждения, занимающаяся оценкой
качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя:
администрацию дошкольного учреждения, педагогический совет, временные структуры
(творческие группы педагогов, комиссии и др.).
Администрация дошкольного учреждения:
формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО
дошкольного учреждения и приложений к ним, утверждает их приказом заведующего
дошкольного учреждения и контролирует их исполнение;
- разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование
системы оценки качества образования в дошкольном учреждении, участвует в этих
мероприятиях;
- обеспечивает на основе образовательной программы проведение в дошкольном учреждении
контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических
исследований по вопросам качества образования;
- организует систему мониторинга качества образования в дошкольном учреждении,
осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и
динамике развития;
- анализирует результаты оценки качества образования на уровне дошкольного учреждения;
- организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки
качества образования;
- обеспечивает условия для подготовки педагогов дошкольного учреждения и общественных
экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур;
- обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни
системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические
материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы дошкольного
учреждения за учебный год, самообследование деятельности образовательного учреждения,
публичный доклад заведующего);
- принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа
результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО;
Служба (группа) мониторинга:
- разрабатывает методики оценки качества образования; участвует в разработке системы
показателей, характеризующих состояние и динамику развития дошкольного учреждения;
- участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной
деятельности педагогов дошкольного учреждения;
- содействует проведению подготовки работников дошкольного учреждения и общественных
экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
- проводит экспертизу организации, содержания и результатов мониторинга уровня развития
воспитанников и формируют предложения по их совершенствованию;
7

8
- готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по
результатам оценки качества образования на уровне дошкольного учреждения.
Педагогический совет:
- принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей
системы оценки качества образования дошкольного учреждения;
- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития системы образования;
принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий
организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении;
- участие в оценке качества и результативности труда работников дошкольного учреждения,
распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их
распределения в порядке, устанавливаемом локальными актами дошкольного учреждения;
- содействует организации работы по повышению квалификации педагогических
работников, развитию их творческих инициатив;
- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития системы образования в дошкольном учреждении;
- заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей
организаций и учреждений, взаимодействующих с дошкольным учреждением по вопросам
образования и воспитания обучающихся, в том числе сообщения о проверке соблюдения
санитарно-гигиенического режима в дошкольном учреждении, об охране труда, здоровья и
жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности дошкольного
учреждения.
3.2.5. Реализация ВСОКО дошкольного учреждения осуществляется посредством
существующих процедур оценки качества образования.
Предметом внутренней системы оценки качества образования являются:
- качество условий реализации ООП ДО;
- качество организации образовательного процесса;
- качество результата освоения ООП ДО.
Содержание процедуры оценки качества условий реализации ООП ДО Дошкольного
учреждения включает в себя оценку следующих условий:
- психолого-педагогических,
- кадровых,
- материально-технических,
- финансовых;
- развивающей предметно-пространственной среды.
Функционирование ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур контроля
и экспертной оценки качества образования:
- мониторингом целевых ориентиров, обучающихся;
- системой инспекционно-контрольной деятельности;
- результатами самообследования Дошкольного учреждения;
- результатами статистических и социологических исследований;
- системой медицинских исследований (показателей) детей;
- иными психолого-педагогическими, медицинскими и социологическими исследованиями,
проведенными по инициативе субъектов образовательной деятельности.
3.3. Инструментально-техническое обеспечение системы оценки качества образования
3.3.1 Инструментами ВСОКО являются локальные акты, обеспечивающие регламент
мониторинговых процедур и регламент предоставления результатов мониторингов и
специальных исследований, план реализации ВСОКО, графики проведения мониторинговых
процедур, критерии и показатели оценивания результатов.
3.3.2. Результаты оценки оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах,
отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих констатирующую часть,
выводы и рекомендации с указанием сроков исполнения и ответственных исполнителей.
8

9
3.3.3.Подведение итогов и оформление результатов внутренней оценки качества образования
представлены в таблице 1.
Таблица 1
№
Показатель соответствия (степень)
Индикатор измерения
п/п
1
Полностью соответствует
100%
2
Соответствует в значительной степени
50%
3
Соответствует в незначительной степени
менее 50 %
4
Не соответствует
показатель не представлен
3.3.4. Формы, периодичность, а также количество обязательных мероприятий в рамках
ВСОКО устанавливается решением педагогического совета, но не реже 2-х раз в год
(сентябрь, апрель). Субъекты оценочной деятельности, формы результатов оценивания, а
также номенклатура показателей и параметров качества также устанавливаются решением
педагогического совета и утверждаются приказом заведующего Дошкольным учреждением.
3.3.5. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования
осуществляется путем предоставления информации основным потребителям результатов
системы оценки качества образования:
- размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на
официальном сайте Дошкольной организации;
- на родительских собраниях.
3.3.6. К оценке качества образования дошкольного учреждения привлекается родительская
общественность. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах ВСОКО.
Результаты проведенного анализа состояния и перспектив развития дошкольного
учреждения ежегодно публикуются на официальном сайте учреждения.
IY. Заключительные положения, делопроизводство
4.1. Положение распространяется на всех сотрудников Дошкольного учреждения,
осуществляющих педагогическую деятельность в соответствии с трудовыми договорами
(эффективными контрактами).
4.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение принимаются решением
коллегиального органа управления Дошкольного учреждения.
4.3. Результаты ВСОКО (информационно-аналитические справки, таблицы, диаграммы и
т.д.) оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в архиве Дошкольного
учреждения в течение трёх лет.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».