Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППК)

ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
МБДОУ № 12 «Ромашка» г. Калуги
Протокол №_3_от 04.03.2021г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказ № 24/01-03 от 10.03.2021г.

Согласовано с Родительским комитетом
Протокол от 04.03. 2021 г. № 3

Положение
о психолого-педагогическом консилиуме
(ППК) в
МБДОУ № 12 «Ромашка» г. Калуги

Г. Калуга
2021г.

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом
консилиуме в ДОУ (далее – Положение) разработано в
соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ с
изменениями на 16 апреля 2022 года (ст. 42), приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от
20.09.2013 года №1082 «Об утверждении положения о
психолого–медико-педагогической комиссии» (далее – ПМПк),
Распоряжением Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.09.2019 года №Р-93 «Об утверждении
Примерного Положения о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации», письмом
Минобразования России от 27.03.2000 года №27/901-6 «О
психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного
учреждения», Уставом дошкольного образовательного
учреждения.
1.2. Данное Положение о психолого-педагогическом консилиуме
(ППК) в ДОУ определяет цель, задачи и функции психологопедагогического консилиума детского сада, а также его структуру
и режим деятельности, описывает алгоритм проведения
обследования и содержание рекомендаций консилиума по
организации психолого-педагогического сопровождения
воспитанников, устанавливает права и обязанности участников
консилиума, устанавливает перечень документации психологопедагогического консилиума в дошкольном образовательном
учреждении.
1.3. Психолого-педагогический консилиум (далее –
Консилиум) в своей деятельности руководствуется Конвенцией
ООН о правах ребёнка, Конституцией и Законами Российской
Федерации, рекомендациями региональных и муниципальных
органов управления образования, Уставом ДОУ и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими деятельность дошкольного
образовательного учреждения.
1.4. Консилиум является одной из организационных форм
совместной деятельности специалистов службы психолого-

педагогического сопровождения, направленной на решение задач
комплексной оценки особенностей развития, возможностей,
особых образовательных потребностей воспитанников и
определения стратегии оказания психолого-педагогической
помощи как в самом дошкольном образовательном учреждении,
так и за его пределами.
1.5. Консилиум служит для формирования всестороннего и
целостного представления об отдельном воспитаннике, группе,
которое складывается из профессиональных мнений (суждений)
педагогов и специалистов сопровождения, а также участников
образовательной деятельности, заинтересованных в успешном
воспитании, обучении и развитии детей.
2. Цель, задачи и функции психолого-педагогического
консилиума в ДОУ
2.1. Целью деятельности Консилиума является разработка
системы психолого-педагогической помощи воспитанникам,
имеющим трудности в освоении основной образовательной
программы, развитии и социальной адаптации, исходя из
реальных возможностей детского сада и в соответствии с особыми
образовательными потребностями, возрастными и
индивидуальными особенностями, состоянием соматического и
нервно-психического здоровья детей.
2.2. Задачами деятельности Консилиума дошкольного
образовательного учреждения являются:




организация и проведение комплексной психологопедагогической диагностики воспитанника с использованием
современных диагностических методик, направленных на
выявление актуального уровня развития детей, а именно:
особенностей сенсомоторного развития, познавательной
деятельности, эмоционально-личностной сферы, уровня
развития речи, и определение потенциальных возможностей
воспитанников;
выявление детей, не проходивших ПМПк, но, тем не менее,
нуждающихся в дополнительных специализированных условиях
и помощи со стороны различных специалистов для успешной
адаптации и воспитания; организация работы с родителями















таких детей по выполнению рекомендаций и направлению их на
ПМПк;
определение характера, продолжительности и эффективности
психолого-педагогической, коррекционно-развивающей помощи
в условиях ДОУ;
подбор дифференцированных психолого-педагогических
технологий сопровождения, необходимых для коррекции
недостатков развития и реализации программы сопровождения;
содействие созданию специальных условий воспитания детей с
ОВЗ и инвалидностью в соответствии с заключением ПМПк;
отслеживание динамики развития воспитанника и
эффективности реализации программ коррекционноразвивающей работы;
координация и согласование межпрофессионального
взаимодействия и планов работы по сопровождению
воспитанников;
разработка рекомендаций воспитателям и другим педагогам для
обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к
воспитанникам в образовательной деятельности;
подготовка и ведение документации, отражающей оценку уровня
актуального развития воспитанника, динамику его состояния,
уровень успеваемости, а также характеристики или заключения
для предоставления при необходимости в ПМПк (Приказ
Минобразования и науки Российской Федерации от 20 сентября
2013 года №1082 «Об утверждении Положения о психологомедико-педагогической комиссии», п. 15).
2.3. Психолого-педагогический консилиум дошкольного
образовательного учреждения выполняет следующие функции:





экспертно-диагностическая – определяет качество,
комплексность, всесторонность и достоверность диагностики
развития воспитанника, трудностей в усвоении основной
образовательной программы, социальной адаптации на разных
возрастных этапах;
аналитическая – предусматривает проведение каждым
специалистом глубокого, системного и всестороннего анализа
первичной информации о воспитаннике и результатах
обследования на Консилиуме;







методическая – реализуется через формирование и
использование пакетов стандартизированных диагностических
методик для обследования детей разного возраста в условиях
Консилиума; соблюдение требований к процедуре обследования
воспитанника, к формам документации и статистической
отчетности по результатам деятельности Консилиума;
функция сопровождения заключается в проектировании
программы сопровождения и оценке эффективности психологопедагогической помощи;
социально-адаптивная – предполагает защиту интересов
воспитанника и его семьи, оказание поддержки при включении
воспитанника в образовательную деятельность.
3. Структура психолого-педагогического консилиума в
ДОУ
3.1. ППк создаётся приказом заведующего дошкольным
образовательным учреждением на текущий учебный год. Общее
руководство Консилиума возлагается на заместителя
заведующего по учебно-воспитательной работе. Приказом
заведующего детским садом утверждается положение о ППк, его
состав, график работы, формы документов, председатель из числа
административно-управленческого состава и секретарь.
3.2. Заседания Консилиума проводятся под руководством
председателя ППк или лица, исполняющего его обязанности. В
состав Консилиума входит заместитель заведующего по УВР,
педагог-психолог при наличии, учитель-логопед, учительдефектолог (при наличии), социальный педагог.
3.3. На заседание ППк приглашаются воспитатели, педагоги
(музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре), работающие с конкретными воспитанниками.
3.4. Документы ППк, включая карты развития воспитанников,
получающих психолого-педагогическое сопровождение, хранятся
у председателя Консилиума и выдаются педагогическим
работникам при необходимости.
3.5. Ход заседания фиксируется в протоколе. Протокол ППк
оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения

заседания и подписывается всеми участниками заседания ППк.
Деятельность Консилиума основана на принципах
коллегиальности с установлением ответственности специалистов
за исполнение решений, отраженных в протоколе заседания.
3.6. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную
характеристику воспитанника и рекомендации по организации
психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в
заключении. Заключение подписывается всеми членами ППк в
день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с
соответствующими рекомендациями, которые являются
основанием для реализации психолого-педагогического
сопровождения обследованного ребенка.
3.7. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения
родителей (законных представителей) в день проведения
заседания. В случае несогласия родителей (законных
представителей) воспитанника с коллегиальным заключением
ППк они выражают свое мнение в письменной форме в
соответствующем разделе заключения ППк, а образовательная
деятельность осуществляется по ранее установленной
образовательной программе в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного
образования.
3.8. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения
педагогических работников, работающих с обследованным
воспитанником, и специалистов, участвующих в его психологопедагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней
после проведения заседания.
3.9. При направлении воспитанника на психолого-медикопедагогическую комиссию оформляется Представление
Консилиума. Представление ППк на воспитанника для
предоставления на ПМПк выдается родителям (законным
представителям) под личную подпись.
3.10. Председатель ППк:


организует планирование, утверждает годовой план работы ППк
и обеспечивает систематичность его заседаний;







возлагает ответственность за разработку и реализацию
программы психолого-педагогического сопровождения на
специалистов сопровождения;
координирует взаимодействие специалистов по реализации
программы психолого-педагогического сопровождения
воспитанника, его родителей (законных представителей),
педагогического коллектива ДОУ, взаимодействие между
дошкольным образовательным учреждением и социальными
партнерами (в том числе при отсутствии необходимых кадровых
ресурсов);
обеспечивает контроль качества и своевременного исполнения
мероприятий, предусмотренных программой психологопедагогического сопровождения и рекомендациями ПМПк.
3.11. Секретарь ППк:







ведет отчетную и текущую документацию ППк;
оповещает педагогов, родителей (законных представителей),
приглашенных на заседание, о дате, месте и времени его
проведения;
ведет протокол заседания ППк;
координирует взаимодействие Консилиума с ПМПк и другими
организациями (при необходимости).
3.12. Члены ППк (педагог-психолог, социальный педагог,
воспитатель и другие специалисты):







организуют диагностику для определения уровня актуального
развития ребенка, выявления причин и механизмов трудностей в
воспитании, отклонений в развитии и поведении;
определяют содержание и формы собственной коррекционноразвивающей работы, а также формулируют рекомендации для
педагогов и родителей (законных представителей) по созданию
оптимальных условий воспитания, обучения, адаптации и
социализации детей;
участвуют в разработке и реализации программы психологопедагогического сопровождения.
3.13. Ведущий специалист (воспитатель или другой специалист)
утверждается на весь период сопровождения приказом
заведующего ДОУ:



















организует подготовку документов к плановым и внеплановым
заседаниям ППк;
выявляет трудности, которые испытывает воспитанник в
различных педагогических ситуациях, в общении со
сверстниками;
предоставляет информацию об индивидуальных потребностях
воспитанника в организации режимных моментов,
образовательной деятельности, общения и самочувствии;
координирует взаимодействие специалистов сопровождения
(график работы, встречи, консультации) с родителями
(законными представителями) воспитанника;
отслеживает динамику развития воспитанника и эффективность
оказываемой ему психолого-педагогической помощи;
доводит обобщенную информацию до сведения специалистов
ППк на плановых заседаниях, а при необходимости выходит с
инициативой обсуждения проблем воспитанника на внеплановых
заседаниях.
3.14. Воспитатели, работающие с сопровождаемым
воспитанником:
исполняют рекомендации ПМПк и ППк при организации
образовательной деятельности, учитывают его индивидуальные
особенности;
соблюдают специальные образовательные условия, необходимые
для сопровождаемого воспитанниками (организация рабочего
места, вспомогательные и технические средства, специальный
дидактический материал, оценивание достижений, темп и объем
выполнения заданий и др.);
участвуют в формировании толерантных установок
воспитанников и родителей (законных представителей) к
особенностям сопровождаемого воспитанника.
4. Режим деятельности ППк
4.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется
запросом ДОУ на обследование и организацию комплексного
сопровождения воспитанников и отражается в графике
проведения заседаний.

4.2. Заседания Консилиума подразделяются на плановые и
внеплановые.
4.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с
графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие, для
оценки динамики воспитания, обучения и коррекции, внесения
(при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации
по организации психолого-педагогического сопровождения
воспитанников.
4.4. Внеплановые заседания Консилиума проводятся:








при зачислении нового воспитанника, нуждающегося в
психолого-педагогическом сопровождении;
при отрицательной (положительной) динамике воспитания,
обучения и развития воспитанника;
при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение
и развитие воспитанника в соответствии с запросами родителей
(законных представителей) воспитанника, педагогических
сотрудников дошкольного образовательного учреждения;
с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
4.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения
содержания образовательной программы, комплексного
обследования специалистами ППк, степень социализации и
адаптации воспитанников. На основании полученных данных
разрабатываются рекомендации для участников ДОУ по
организации психолого-педагогического сопровождения
воспитанников.
4.6. Деятельность специалистов Консилиума осуществляется
бесплатно.
4.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в
рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный
план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также
запросами воспитанников на обследование и организацию
комплексного сопровождения воспитанника.
4.8. Специалистам Консилиума за увеличение объема работ
устанавливается доплата, размер которой определяется
дошкольным образовательным учреждением самостоятельно.

5. Проведение обследования
5.1. Процедура и продолжительность обследования ППк
определяются, исходя из задач обследования, а также
возрастных, психофизических и иных индивидуальных
особенностей обследуемого воспитанника.
5.2. Обследование воспитанника специалистами Консилиума
осуществляется по инициативе родителей (законных
представителей) или сотрудников ДОУ с письменного согласия
родителей (законных представителей).
5.3. Секретарь Консилиума по согласованию с председателем ППк
заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем
заседании, организует подготовку и проведение заседания ППк.
5.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации
рекомендаций воспитаннику назначается ведущий специалист
(воспитатель или другой специалист). Ведущий специалист
представляет воспитанника на ППк и выходит с инициативой
повторных обсуждений на ППк (при необходимости).
5.5. По данным обследования каждым специалистом составляется
заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании
ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым
специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.
5.6. Родители (законные представители) имеют право принимать
участие в обсуждении результатов освоения содержания
образовательной программы, комплексного обследования
специалистами ППк, степени социализации и адаптации
воспитанников.
6. Содержание рекомендаций Консилиума по
организации психолого-педагогического сопровождения
воспитанников
6.1. Рекомендации ППк по организации психологопедагогического сопровождения детьми с ограниченными
возможностями здоровья конкретизируют, дополняют
рекомендации ПМПк и могут включать в том числе:












разработку адаптированной образовательной программы
дошкольного образования;
разработку индивидуального образовательного маршрута
воспитанника;
адаптацию учебных материалов;
разработку инструментария по оценке достижений планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы;
внесения изменений в коррекционные мероприятия по итогам
мониторинга результатов коррекционно-развивающей работы с
воспитанником;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в
рамках компетенции ДОУ.
6.2. Рекомендации ППк по организации психологопедагогического сопровождения воспитанника на основании
медицинского заключения могут включать условия воспитания,
обучения и развития, требующие организации воспитания и
обучения по индивидуальному образовательному маршруту,
медицинского сопровождения, в том числе:










организация дополнительной двигательной нагрузки в течение
учебного дня (снижение двигательной нагрузки);
предоставление дополнительных перерывов для приема пищи,
лекарств;
снижение объема обучающих занятий;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
воспитанникам необходимую техническую помощь;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в
рамках компетенции дошкольного образовательного
учреждения.
6.3. Рекомендации ППк по организации психологопедагогического сопровождения воспитанника, испытывающего
трудности в освоении основной образовательной программы
дошкольного образования, развитии и социальной адаптации
могут включать в том числе:



проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционноразвивающих и компенсирующих занятий с воспитанниками;








разработку индивидуального образовательного маршрута
воспитанника;
адаптацию учебных материалов;
разработку индивидуальной профилактической программы в
отношении воспитанника с девиантным поведением;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в
рамках компетенции ДОУ.
7. Права и обязанности участников ППк
7.1. Родители (законные представители) воспитанника имеют
право:











присутствовать при обследовании воспитанника, принимать
участие в заседании ППк при обсуждении вопроса освоения
ребенком содержания образовательной программы, степени его
социализации и адаптации;
знакомиться с результатами обследования и коллегиальным
заключением;
вносить свои замечания и предложения по созданию
специальных образовательных условий;
получать консультации специалистов ППк по вопросам
реализации мер, необходимых для разрешения трудностей в
развитии, воспитании, обучении, адаптации, включая
определение видов, сроков оказания психолого-педагогической
помощи;
получать информацию о своих правах и правах детей в рамках
деятельности ППк.
7.2. Родители (законные представители) обязаны:





неукоснительно следовать рекомендациям ППк (в ситуации
согласия с его решениями);
обеспечивать посещение воспитанникам коррекционноразвивающих занятий и курсов специалистов сопровождения.
7.3. Специалисты ППк обязаны:



руководствоваться в своей деятельности профессиональными и
этическими принципами, подчиняя их исключительно интересам
детей и их семей;







применять в своей деятельности современные психологопедагогические подходы в воспитании, обучении, развитии и
социализации воспитанников;
не реже одного раза в полугодие вносить в карту развития
воспитанника сведения об изменениях в состоянии его развития в
процессе психолого-педагогического сопровождения;
соблюдать конфиденциальность и нести ответственность за
несанкционированное разглашение сведений о детях и их семьях.
7.4. Специалисты ППк имеют право:





иметь свое особое мнение по особенностям сопровождения
воспитанников, испытывающих трудности в освоении
образовательной программы, развитии и социальной адаптации в
рамках собственной профессиональной компетенции, отражать
его в документации ППк;
представлять и отстаивать свое мнение об особенностях
воспитанников и направлениях собственной деятельности в
качестве представителя дошкольного образовательного
учреждения при обследовании ребенка на ПМПк.
8. Документация ППк в детском саду
8.1. В перечень документации психолого-педагогического
консилиума в дошкольном образовательном учреждении входит:















приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов
Консилиума;
Положение о ППк в ДОУ;
график проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
журнал учета заседаний Консилиума и воспитанников,
прошедших ППк;
журнал регистрации коллегиальных заключений психологопедагогического консилиума;
журнал направлений воспитанников на ПМПк;
протоколы заседания ППк;
карта развития воспитанника, получающего психологопедагогическое сопровождение:
результаты комплексного обследования специалистов
Консилиума;






представление воспитанника на ПМПк;
коллегиальные заключения ППк;
карта индивидуальных достижений;
согласие родителей (законных представителей) на обследование
и психолого-педагогическое сопровождение.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом
консилиуме является локальным нормативным актом ДОУ,
принимается на Педагогическом совете, согласовывается с
родительским комитетом и утверждается (либо вводится в
действие) приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее
Положение, оформляются в письменной форме в соответствии
действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок.
Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений
отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая
редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».