Положение о наставничестве в МБДОУ № 12 Ромашка г. Калуги

Принято
педагогическим советом МБДОУ

№ 12 «Ромашка» г. Калуги
(протокол № 1 от 31 августа 2022 № 1)

Утверждено
приказом МБДОУ
№ 12 «Ромашка» г. Калуги
№ 91/01-03 от 31 августа 2022 г.

Положение о системе наставничества педагогических
работников в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении № 12 «Ромашка» города Калуги
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников в
образовательной организации - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение № 12 «Ромашка» города Калуги определяет цели, задачи, формы и порядок
осуществления наставничества (далее – Положение). Разработано в соответствии с
нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества.
1.2.В
Положении
используются
следующие
понятия:
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и
должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая
деятельность в образовательной организации.
Наставляемый
–
участник
системы
наставничества,
который
через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый
опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых
результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник образовательной организации, учреждения из числа
ее социальных партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы,
колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального
образования,
предприятия
и
др.),
который
отвечает
за
реализацию
персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Наставничество
–
форма
обеспечения
профессионального
становления,
развития
и
адаптации
к
квалифицированному
исполнению
должностных
обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся
в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Персонализированная
программа
наставничества
–
это
краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание
форм
и
видов
наставничества,
участников
наставнической
деятельности,
направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных
на
устранение
выявленных
профессиональных
затруднений
наставляемого
и на поддержку его сильных сторон.
1.3.
Основными
принципами
системы
наставничества
педагогических
работников являются:
1)
принцип
научности
предполагает
применение
научно-обоснованных
методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
2)
принцип
системности
и
стратегической
целостности
предполагает
разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех
необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном,
муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
3)
принцип
легитимности
подразумевает
соответствие
деятельности
по
реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации,
1

региональной нормативно-правовой базе;
4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет
интересов
личности
и
личностного
развития
педагога
в
процессе
его
профессионального
и
социального
развития,
честность
и
открытость
взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;
5)
принцип
добровольности,
свободы
выбора,
учета
многофакторности
в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника
ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, осударству
и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7)
принцип
личной
ответственности
предполагает
ответственное
поведение всех субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника,
наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору
коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;
8)
принцип
индивидуализации
и
персонализации
наставничества
направлен
на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого
индивидуальной траектории развития;
9) принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми,
имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав,
обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе
наставничества.
1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному
процессу образовательной организации. Решение об освобождении наставника и
наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана
реализации персонализированной программы наставничества принимает руководитель
образовательной организации в исключительных случаях при условии обеспечения
непрерывности образовательного процесса в образовательной организации и замены их
отсутствия.
1.5. Правовой основой наставничества в дошкольном учреждении являются настоящее
положение, нормативные акты Минобрнауки РФ, регламентирующие вопросы
профессиональной подготовки воспитателей и специалистов образовательных учреждений.
2. Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества
2.1. Целью системы наставничества в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждение № 12 «Ромашка» города Калуги МБДОУ № 12 «Ромашка» г.
Калуги» (далее по тексту ДОУ) является реализация комплекса мер по созданию
эффективной среды наставничества, способствующей непрерывному профессиональному
росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических
работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в
педагогической профессии.
2.2.
Задачи
системы
наставничества
педагогических
работников:
- содействовать созданию в ДОУ психологически комфортной образовательной среды
наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого
потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной
траектории;
способствовать
развитию
профессиональных
компетенций
педагогов
в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования
современных
информационно-коммуникативных
и
педагогических
технологий
путем
внедрения
разнообразных,
в
том
числе
реверсивных,
сетевых
и дистанционных форм наставничества;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога,
2

в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления
педагогической деятельности, ознакомление с традициями и укладом ДОУ, а также в
преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных
обязанностей;
ускорять
процесс
профессионального
становления
и
развития
педагога,
в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности
самостоятельно,
качественно
и
ответственно
выполнять
возложенные
функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество,
с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы
в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно
и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать
свой профессиональный уровень.
- адаптировать к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива ДОУ и
правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к
выполнению своих должностных обязанностей;
- расширять социокультурные границы профессиональной деятельности педагогов.
2.3. В ДОУ могут применяться разнообразные формы наставничества («педагог – педагог»,
«руководитель образовательной организации – педагог», и другие) по отношению к
наставнику или группе наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в
зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся
профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых
ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе
в зависимости от запланированных эффектов.
Виртуальное
(дистанционное)
наставничество
–
дистанционная
форма
организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных
технологий,
таких
как
видеоконференции,
платформы
для
дистанционного
обучения, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы
и др. Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен
опытом
между
наставником
и
наставляемым,
позволяет
дистанционно
сформировать пары «наставник – наставляемый», привлечь профессионалов
и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для
широкого круга лиц.
Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).
Краткосрочное
или
целеполагающее
наставничество
–
наставник
и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки
конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты.
Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя
в период между встречами и достичь поставленных целей.
Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится
наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий,
а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики
и организации учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное
наставничество
–
наставник
оказывает
помощь
или
консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль
наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или
иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых) с
наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью
построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами
и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и станавливать
3

цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной
из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить
отношения «наставник – наставляемый» («равный – равному»).
Традиционная
форма
наставничества
(«один-на-один»)
–
взаимодействие
между более опытным и начинающим работником в течение определенного
продолжительного времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого
по определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.
Форма наставничества «педагог – педагог» – способ реализации целевой
модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары
«педагог-профессионал – педагог, вовлеченный в различные формы поддержки
и сопровождения».
Форма
наставничества
«руководитель
образовательной
организации
–
педагог» способ реализации целевой модели наставничества через организацию
взаимодействия наставнической пары «руководитель образовательной организации –
педагог»,
нацеленную
на
совершенствование
образовательного
процесса
и достижение желаемых результатов руководителем образовательной организации
посредством
создания
необходимых
организационно-педагогических,
кадровых,
методических, психолого-педагогических условий и ресурсов.
3. Организация системы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя образовательной
организации «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических
работников в образовательной организации».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного
согласия приказом руководителя образовательной организации.
3.3.Руководитель
образовательной
организации:
- осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы
(целевой
модели)
наставничества
педагогических
работников
в образовательной организации;
издает
локальные
акты
образовательной
организации
о
внедрении
(применении)
системы
(целевой
модели)
наставничества
и
организации
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
утверждает
куратора
реализации
программ
наставничества,
способствует
отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их;
- утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения
о
системе
наставничества
педагогических
работников
в
образовательной
организации
- издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного
согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей,
связанных с наставнической деятельностью;
- способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества,
осуществляет
контакты
с
различными
учреждениями
и
организациями
по
проблемам
наставничества
(заключение
договоров
о
сотрудничестве,
о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие
в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и
т.п.);
способствует
организации
условий
для
непрерывного
повышения
профессионального
мастерства
педагогических
работников,
аккумулирования
и распространения лучших практик наставничества педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества (заместитель руководителя/старший
воспитатель):
4

- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в
образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в наставническую
деятельность в качестве наставляемых;
- предлагает руководителю образовательной организации для утверждения состав
наставников;
- принимает участие в разработке Дорожной карты (плана мероприятий) по реализации
Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной
организации;
формирует
банк
индивидуальных/групповых
персонализированных
программ
наставничества
педагогических
работников,
осуществляет
описание
наиболее успешного и эффективного опыта;
осуществляет
координацию
деятельности
по
наставничеству
с ответственными и неформальными представителями региональной системы
наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами;
- организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе с
привлечением наставников из других образовательных организаций;
- курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;
организует
совместно
с
руководителем
образовательной
организации
мониторинг
реализации
системы
наставничества
педагогических
работников
в образовательной организации;
осуществляет
мониторинг
эффективности
и
результативности
реализации
системы наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности
педагогов в различные формы наставничества и повышения квалификации
педагогических
работников,
формирует
итоговый
аналитический
отчет
о реализации системы наставничества, реализации персонализированных программ
наставничества педагогических работников;
- фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ
наставничества в формах статистического наблюдения
3.5.
Методическое
объединение
наставников/комиссия/совет
(при
его
наличии):
- совместно с куратором принимает участие в разработке локальных актов
и
информационно-методического
сопровождения
в
сфере
наставничества
педагогических работников в образовательной организации;
разрабатывает,
апробирует
и
реализует
персонализированные
программы
наставничества, содержание которых соответствует запросу отдельных педагогов
и групп педагогических работников;
принимает
участие
в
разработке
методического
сопровождения
разнообразных форм наставничества педагогических работников;
осуществляет
подготовку
участников
персонализированных
программ
наставничества
к
мероприятиям:
конкурсам
профессионального
мастерства,
форумам, научно-практическим конференциям, фестивалям и т.д.;
осуществляет
организационно-педагогическое,
учебно-методическое,
обеспечение
реализации
персонализированных
программ
наставничества
в образовательной организации;
участвует
в
мониторинге
реализации
персонализированных
программ
наставничества педагогических работников;
4. Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:
- привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников
5

образовательной организации с их согласия;
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или
получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется аставничество;
- обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной
организации с просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
осуществлять
мониторинг
деятельности
наставляемого
в
форме
личной
проверки выполнения заданий.
4.2. Обязанности наставника:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления
последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической
и профессиональной подготовки;
- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к
организации детской деятельности, коллективу ДОУ, детям и их родителям, увлечения,
наклонности, круг досугового чтения;
- знакомить молодого специалиста с помещениями и пространственно-предметной
развивающей средой детского сада;
- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к воспитателю, правилами внутреннего трудового распорядка,
выполнением инструкции по охране жизни и здоровья детей, охраны труда и техники
безопасности);
- оказывать необходимую помощь; контролировать и оценивать самостоятельное проведение
молодым специалистом непосредственно образовательной деятельности, досуговых
мероприятий;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом План самообразования;
- оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической
профессией, практическими приемами и способами качественной организации детской
деятельности,
-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста,
корректировать его поведение в коллективе, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или
применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
- периодически докладывать руководителю о процессе адаптации молодого специалиста,
результатах его труда;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по
итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с
предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. Руководство работой наставника
5.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на куратора:
заместителя руководителя/старшего воспитателя.
5.2. Куратор обязан:
- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с
закрепленным за ним наставником;
- осуществлять тьюторское сопровождение работы наставника и наставляемого;
- организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной работы,
оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с
молодыми специалистами;
6

- курировать процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;
- принять участие в разработке Дорожной карты (плана мероприятий), индивидуального
образовательного маршрута;
- изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в
образовательном учреждении;
- определить меры поощрения наставников.
6. Права и обязанности наставляемого
6.1. Права наставляемого:
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- участвовать в составлении персонализированной программы наставничества
педагогических работников;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными
обязанностями, профессиональной деятельностью;
- вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных
программ наставничества педагогических работников образовательной организации;
- обращаться к куратору и руководителю образовательной организации с ходатайством о
замене наставника.
6.2. Обязанности наставляемого:
- изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные нормативные
правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность в сфере
наставничества педагогических работников;
- реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества в
установленные сроки;
соблюдать
правила
внутреннего
трудового
распорядка
образовательной
организации;
- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы
в образовательной организации;
выполнять
указания
и
рекомендации
наставника
по
исполнению
должностных, профессиональных обязанностей;
совершенствовать
профессиональные
навыки,
практические
приемы
и способы качественного исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные
затруднения;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе
и учебе;
- учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам
работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
7. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов,
в отношении которых осуществляется наставничество
7.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным критериям:
- профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны
соответствовать
запросам
наставляемого
или
наставляемых;
- у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и симпатия,
позволяющие
в
будущем
эффективно
взаимодействовать
в
рамках
программы наставничества.
7

6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием
куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется
наставничество,
пары/группы
утверждаются
приказом
руководителя
образовательной организации.
8. Завершение персонализированной программы наставничества
8.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в случае:
- завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в полном
объеме;
- по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по
уважительным
обстоятельствам);
- по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной
программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или
наставляемого – форс-мажора).
8.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы наставничества
педагогических
работников.
По
обоюдному
согласию
наставника
и
наставляемого/наставляемых
педагогов возможно продление срока реализации
персонализированной программы наставничества или корректировка ее содержания
(например, плана мероприятий, формы наставничества).
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем
образовательной организации и действует бессрочно.
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с
вновь
принятыми
законодательными
и
иными
нормативными
актами Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными
актами образовательной организации.
10. Документы, регламентирующие наставничество
10.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
- настоящее Положение;
- планы работы наставников;
- протоколы заседаний группы наставников, на которых рассматривались вопросы
наставничества;
- методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по
наставничеству;

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 15.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (484) 276-08-75

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».